«ОТ КУРСКА И ОРЛА ВОЙНА НАС ДОВЕЛА…»
Так словами из песни может сказать о себе ветеран Великой Отечественной войны из Сморгони Александр Иванович Печников.
Ему довелось участвовать во многих операциях, которые золотыми буквами вписаны в историю нашей победы. Перед самой войной Саша Печников стал работать слесарем на сланцевых шахтах в Самаре. А с началом войны стал налаживать станки, на которых делали взрыватели для снарядов. Лозунг «Все для фронта, все для победы» был в те дни главным. Шестнадцатилетние подростки да женщины работали по двенадцать часов в сутки, стояли за станками в неотапливаемых помещениях.
Летом 1942-го Александра призвали в Красную Армию: сразу направили в учебный автополк. Готовили там шоферов для фронта. Правда, учебной базой была старенькая полуторка без мотора, поэтому изучать автодело приходилось по плакатам да кое-каким учебникам.
В подмосковных Горках новобранцы сдавали первый свой профессиональный экзамен. Потом снова учились в Москве. К мощным американским «студебеккерам» цепляли 150-миллиметровые немецкие пушки – так шоферов тренировали вывозить на позицию артиллерию.
Боевое крещение Печников получил на Орловско-Курской дуге. Здесь доставлял на передовую расчеты дальнобойных пушек. Передвигались на передовую на маленькой скорости, максимум – 90 километров. Но чаще ехали медленней, ночью, с погашенными фарами. А по бокам кабины стояли наблюдатели, которые и показывали дорогу. В кузове – артиллерийский расчет – 8 бойцов, у каждого автоматы или карабины, ручные гранаты и запас снарядов для пушки. Попади в такой транспорт вражеский снаряд – весь этот арсенал дал бы огромный залп. Потому и требовалось от фронтовых шоферов особое мастерство. А Печников ростом невысок, чтобы лучше следить за дорогой, на сиденье подкладывал самодельную подушку. Так и получалось, что ехал почти стоя. И так сутками.
Его расчет быстро миновал Белгород, а вот под Харьковом его контузило. Но в госпиталь не поехал. Слегка отлежался в санчасти и снова на передовую.
Два года колесил по фронтовым дорогам, доставляя на передовую артиллерийские орудия, снаряды к ним, боевые расчеты. Дважды его «студебеккер» наезжал на мину. Повезло, что без снарядов в кузове.
Он помнит, как предчувствовали они близкую победу. Война уже катилась по земле Германии. Его часть доставляла артиллерию на берег Одера – собирались форсировать реку. Внезапно наступление остановилось у стен небольшого городка. Он напоминал средневековую крепость – все было каменное, фундаментальное, укрепленное – и стены зданий, и плиты на дороге. Печников получил тогда приказ доставить пушки прямо к этим стенам. Рискуя жизнью, выехал на открытую местность и, маневрируя, доставил пушку и расчет на новую позицию. За эту операцию он был награжден медалью «За отвагу».
Форсировав Одер, подошли к Берлину. Они, молодые солдатики, уже планировали между собой, как войдут в поверженную столицу рейха. Но командование распорядилось иначе. В Берлин Печников не попал – их часть получила приказ выступить в направлении Праги. В боях за столицу Чехословакии Александр Иванович Печников получил высокую награду – орден Славы.
За два года войны в составе 91-й артиллерийской бригады Александр Иванович Печников получил 13 благодарностей Верховного Главнокомандующего – за участие в освобождении Орла, Белгорода, Харькова, за прорыв вражеской обороны под Львовом, Сандомиром, на Одере, за взятие Гиндебурга и Катовице.