ИХ ЭКИПАЖ – ГЕРОЙСКИЙ
До сих пор сморгонец Владимир Сидорович Горбатенко носит в легких осколки – тяжелые напоминания о прошедшей войне.
Одиннадцать детей мама растила одна – отец рано умер. Поэтому, когда Владимир окончил девятилетку и стал работать в колхозе, ее радости не было предела: как же, помощник, теперь легче будет.
Только радость та была недолгой: началась война. Мама и четверо детей попали в концлагерь. Мама там и погибла, не зная, что детей увезли в Германию. А Владимир с братом пошли в партизанский отряд. В Полоцком районе, где они жили, отряды стали организовываться уже в первые дни войны.
Работы у юного партизана было немало – приходилось и в разведку ходить, и на «железку» – подкладывали самодельную взрывчатку под рельсы.
В одной из таких операций партизана ранило. Осколки немецкой гранаты поразили оба легких. Лечили по-партизански – золой да лесным мхом. Раны удалось залечить, а осколки так и остались в легких – навечно.
После освобождения Полоцкого края Владимир Горбатенко ушел на фронт. В составе Первого Белорусского участвовал в боях в Восточной Пруссии. Пехотинцам всегда приходилось труднее остальных – поднимались в атаку под сплошным огнем неприятеля. В таких условиях, вспоминает Владимир Сидорович, не «поймать» пулю было просто нереально. Его пуля ужалила в плечо.
Несколько недель лечения в госпитале – и снова на фронт. На этот раз непредсказуемая фронтовая судьба перенесла его с земли на небо. Он получил приказ стать стрелком штурмовой авиации. Правда, обучали новой воинской специальности ровно неделю.
Ему посчастливилось летать с настоящим воздушным асом – Героем Советского Союза Василием Ивановичем Стригуновым. Именно этот прославленный летчик был командиром экипажа, в котором летал стрелком Владимир Горбатенко. Вместе они штурмовали неприступный Кенигсберг, летали бомбить укрепленные позиции противника. В обязанности стрелка, место которого было самым опасным, – в хвосте самолета недалеко от бензобака – входило следить за передвижением в воздухе истребителей противника. Увидишь его раньше, чем он тебя, натиснешь на гашетку – останешься жив. И стрелок Горбатенко успевал опередить фашистов. Правда, дважды и их самолет был подбит, но летчик успевал посадить боевую машину. За участие в этих боях имеет Владимир Сидорович Горбатенко высокие боевые награды – ордена Красной Звезды и Отечественной войны.
Нелегким было его возвращение на родину. В Полоцке узнал про гибель матери и сестры, про то, что остальных сестер и племянников угнали в Германию. И решил переехать к старшему брату в Сморгонь. Тут и прожил всю жизнь. Ему довелось отстраивать послевоенную Сморгонь. Работал мастером на стройке, инженером в бюро технической инвентаризации. Оттуда и на пенсию ушел.